Дидаскалейнофобия – детский и подростковый страх перед школой

Дидаскалейнофобия – детский и подростковый страх перед школой

Дидаскалейнофобия относится как, казалось бы, странным и даже абсурдным человеческим страхам. Тем не менее, от этого страха страдает немало детей и подростков во всем мире. Данная фобия характеризуется отвращением к школе и присуща 5% всех людей. Основная причина, по которой развивается патология, кроется в трудностях с общением, обучением, социализацией. Помощь таким детям могут оказать как родители, так и специалисты.

Одна из разновидностей детских страхов

В разном возрасте появляются разные страхи, особенно когда наступает переход к новому мироощущению. И так как еще называется боязнь школы – сколинофобия, сеолинофобия эти названия характерны для детей старшего возраста и подростков. Детские страхи дошкольного и школьного возраста касаются выхода в социальный мир общения со сверстниками и другими взрослыми. Это неприятное чувство, когда дети боятся, но скрывают страх. Родители часто допускают ошибку, пытаясь защитить самое ценное, что у них есть, ограждая от страхов. Близкие до конца не говорят о проблеме, подпитывая иллюзию о том, что страх сам по себе исчезнет и забудется. Дидаскалейнофобия – это страх, который может быть признаком не нормального развития. Он включает 2 основных момента:

  • страх оценки других людей (что скажут другие, когда я что-то сделаю);
  • страх публичных выступлений.

Страх оценки появляется у детей после 6-ти лет и связан с ощущением неправильности поступков, в отличие от детей 5-ти лет, которые делают то, что считают нужным, не задумываясь глубоко о последствиях. У детей школьного возраста страх основывается на том, что они учатся соотносить свои представления с идеями других людей, группы детей.

Дидаскалейнофобия, присущая нормальному развитию детей, имеет характерные признаки. Главными критериями нормального страха являются:

  1. Отсутствие явления парализованности нормальной жизни.
  2. Временный характер явления в соответствие с возрастом ребенка.
  3. Интенсивность проявлений.

Страх может проявиться вначале обучения. Из-за требовательности учителя или неподготовленности малыша к школе родителями развивается особый механизм восприятия новой среды. Такие дети ходят в школу как на каторгу, не могут завести друзей, становясь изгоями. Наблюдаются такие признаки как отказ от выполнения домашнего задания, отстраненность или неспособность включиться в учебный процесс, которые выражаются капризностью, демонстративным поведением. Эти признаки не говорят о наличии фобического состояния, но такие моменты являются пограничными, поэтому ребенку нужно уделять больше внимания, поддерживать, создавать благоприятный микроклимат в семье. Обратная реакция родителей – раздражительный тон, крики, фразы о нехватке времени, оскорбительные выражения в адрес малыша или высказанное разочарование усиливают стресс, развивая и углубляя детские неврозы.

Боязнь школы, которая длится долго, парализуя жизнь семьи, сопровождаясь отказом выходить из дома, скандалами, физическими проявлениями или другими страхами, заканчивается тяжелыми неврозами и лечится у специалиста.

Симптомы тревожного расстройства

Состояние панического страха перед школой сопровождается характерными симптомами:

  • выраженным дискомфортом в груди, затрудненным дыханием;
  • предобморочным состоянием;
  • дрожанием тела;
  • бледностью лица;
  • усиленным потоотделением;
  • заиканием;
  • учащенным сердцебиением;
  • тошнотой, дискомфортом в животе.

Что такое дидаскалейнофобия и есть ли она у ребенка родителям поможет определить, повышенная активность при приближении фобического события. В панике он может бесцельно ходить из стороны в сторону или напротив, испытывать состояние парализованности, оцепенения. Эти симптомы относятся к невротическому расстройству. К ним стоит отнестись внимательно, а не принимать за сиюминутные капризы.

Школьный урок

Как образуется фобия

Данное расстройство образуется в силу предрасполагающих семейных факторов и реже возникает в результате травмирующего события в школе. Усиленная длительная опека может привести к тому, что ребенок начнет бояться других людей, общения, приходить в новый коллектив. В результате гиперопеки, при постоянном запугивании, ограждении от посторонних людей может пострадать детская самооценка. Боязнь закрепляется по причине постоянных замечаний, контроля или чрезмерной защиты. Страхи могут передаваться в семье, особенно от мамы к ребенку. Если взрослые афишируют свои страхи, то для маленьких членов семьи это становится примером мироощущения в дальнейшем.

Боязнь ходить в школу развивается на фоне негативных событий в стенах учебного учреждения, которые также сильно воздействуют на психику старших детей и подростков.

Примерами подобных событий становятся:

  1. Жестокие шутки, издевательства, акты унижения сверстников.
  2. Угрозы причинить физический вред со стороны одноклассников или старшеклассников.
  3. Давление или насмешки педагогов.
  4. Чрезмерные физические или умственные нагрузки.

Школа – важный этап личностного развития и социализации, поэтому дидаскалейнофобия требует коррекции или лечения. В этот период родители должны внимательно относиться к проявлениям, выражению чувств ребенка, поскольку сам он не умеет распознавать источник своих переживаний и не в состоянии с ними бороться.

Как родителям помочь ребенку

Универсальный совет, который могут использовать родители, чтобы избавить ребенка от страха перед школой – это предупреждать о новом для него событии. Понять, что событие является для него неприятным можно по сильной реакции на ситуацию. Если заметным становится сердцебиение, появляется заикание, физическое проявление реакции, это значит, что страх уже глубинный и имеет физиологическую основу. Предупреждая о предстоящем неприятном для него событии, страх не уходит. Необходимо сделать так, чтобы ребенок был готов встретиться с неприятной ситуацией, пережил это, получил поддержку и смог с этим расстаться. Существуют средства, которые помогут справиться с сильным страхом перед походом в школу, успокоить ребенка. Проблема по силам родителям, которые должны помнить об основных правилах поведения и отношении к будущему первокласснику, испытывающему страх перед школой:

  1. Нельзя смеяться над страхами, связанными с предстоящим или наступившим событием.
  2. Необходимо понять и признать страх.
  3. Полезно объяснить о преимуществах объекта страха и найти совместное решение.

Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.

Просто объяснить о физических возможностях объекта страха, в данном случае школы, будет недостаточно. Необходимо перестроиться под мир детских фантазий и совместно придумать фантастическое решение. Чтобы было легче найти его, можно визуализировать и предложить нарисовать страх. Следующим моментом угнетения страха становится трансформация. Подбирая вместе красочные цвета, добавляя другие элементы к рисунку, нужно стараться получить волшебный мир с героями, которые могут прийти на помощь, и вызвать желание у ребенка попасть туда. Сказочного героя нужно наделить всеми необходимыми навыками, которые помогут победить страх, рассказывая о нем на ночь, таким образом, создавая приятную традицию и постепенно подготавливая малыша к школе.

Помочь преодолеть страх оценки и публичных выступлений можно с помощью родительской поддержки, говоря о хороших качествах ребенка, подпитывая конкретными проявлениями этих качеств, например, акцентируя внимание на ответственном отношении к делу или склонности к взаимовыручке, внимательности, усидчивости, умении схватывать на лету. В этом случае ребенку будет легче выстраивать адекватную самооценку.

Девушка у окна

Помощь профессионала

Страх, в зависимости от степени выраженности, поддается коррекции или терапии у психолога или психотерапевта. Для детей дошкольного, школьного возраста, подростков, испытывающих боязнь перед школой, применяются разные техники. У младших детей страхи порождаются активным воображением, поэтому применимы методики визуализации. Сеансы рисования, фантазирования, лепки позволяют приблизиться к страху, рассмотреть его в реальности, найти позитивные стороны. Дидаскалейнофобия у подростков корректируется с помощью игр, соревновательных методик, которые помогают проявить себя и повысить самооценку.

Детям, у которых фобия выросла из-за гиперопеки, психолог поможет осознать проблему, сформирует правильное восприятие ситуации, научит приемам, помогающим комфортно чувствовать себя вне дома.

Психотерапия в случаях, сопряженных с сильными неврозами, сочетается с назначением легких успокаивающих средств, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими методиками.

К сожалению, данная патология обнаруживается на начальных стадиях родителями и близкими довольно редко, а отвращение к школе воспринимается как лень или капризы ребенка. Чтобы страх не развился в фобию, необходимо осуществлять профилактику явления, подготавливая ребенка к школе не только технически, но и морально, уделяя время и внимание в процессе обучения, решая трудные вопросы в доверительной беседе. При наличии явных нарушений психологического характера важно не затягивать с решением проблемы и обратиться за помощью к психологу.